В выходные, дело было в Марте, мы с моим приятелем и его молодой, 9 месячной собакой отправились в лес. Приятель жаловался, что у него начались проблемы с подачей. Меня это несколько удивило, ведь еще пол года назад, я лично, за 10 минут научил его собаку подавать тушку утки прямо в руки! И при соответствующих тренировках, это ее умение должно было наоборот развиться и окрепнуть, а проблем с подачей возникать не должно.
Подробно расспросив хозяина, что происходит с собакой я выяснил, что она перестала отдавать поноску. Начала бегать, или вокруг него, пытаясь поиграть, или просто давала деру!
Как следует выгуляв собак и дав им всласть поноситься по лесу, я посадил Полину в машину и отойдя за поворот лесной дорожки, предложил своим компаньонам по прогулке показать, что у них происходит с подачей.
Мой друг, достал поноску и кинул ее метров на пять в снег, собака весело подпрыгивая бросилась за апортом, схватила его и виляя задом принялась наматывать круги около хозяина, явно предлагая ему сыграть в увлекательную игру, "поймай-собаку".
На мой вопрос: "А где команда на подачу?" Я услышал: "А зачем? Она и так уже побежала!"
Стоит ли удивляться, что когда то четко, по команде, подающая в руки собака, превратила занятия по отработке подачи в игру?!
Я еще раз повторил хозяину последовательность действий при отработке подачи. Подробно остановившись на всех нюансах этого действия и объяснив, зачем они нужны. Повторил все с собакой в виде демонстрации, и попросил его все сделать правильно самого. Очень надеюсь, что им удастся исправиться (больше хозяину, чем собаке) И все вернется в прежнее русло.
Это я рассказал для того, чтобы обратить внимание молодых собаководов вот на что:
Казалось бы, самые мелкие и незначительные моменты в работе с собакой, оказывают самое что ни на есть большое влияние на результат. Достаточно упустить из вида какую то мелочь, неважный пустяк, а что то начинает не складываться, нужный нам результат меняться.
Хорошо если хозяин заметив это начинает сразу искать причину, причем в себе. А если он этого не замечает и продолжает учить собаку ошибке? Или того хуже, начинает винить собаку в неудаче, считает ее "тупой", начинает горячиться, кричать. Что тогда? Сколько интересно талантливых собак загублено таким образом?
На всякий случай пишу здесь то, на что обратил внимание своего друга.
1.Прежде чем начинать заниматься с собакой, необходимо чтобы она набегалась, наигралась и сделала все свои дела. Но набегалась не до такой степени чтобы устать и немочь сосредоточенно работать (если щенок уже садиться и осоловело смотрит, то какой из него ученик?). Этот момент важно уловить. И проще всего уловить его именно хозяину, так как он знает свою собаку.
2. Завладейте вниманием собаки. Для этого не должно быть посторонних раздражителей. Выберите правильное место где нет других собак, с которыми срочно надо поиграть, прохожих, к которым надо подбежать и понюхать, домашних к которым не обходимо подлизаться, поклянчить кусочек, а если что и наябедничать на "папу".
Ни что не должно отвлекать собаку от занятий. В "классе" должна быть "тишина"! Дальнейшее просто. Завладеть вниманием можно просто поводив поноской перед носом собаки, или просто поводив рукой. Если вы заметили что собака внимательно следит за вашими действиями, результат достигнут и можно приступать!
3.Усадите или уложите собаку. Присядьте рядом. ( это вам на первых порах потребуется для контроля собаки, пока у вас нет стопроцентной гарантии, что голосовой команды хватит, чтоб она не побежала без посыла) Бросьте поноску метров на 5 на виду у собаки.(расстояние не имеет значения, потом будете увеличивать) Придержите ее на всякий случай за ошейник. Мягко, чтоб она этого даже не почувствовала.
4. Выждите паузу, в несколько секунд.( это очень важно, чтобы собака поняла, что именно команда, а не сам бросок или падение на землю предмета должен ее побудить к действиям)
5.Дайте собаке команду на подачу и покажите рукой направление. (команда на подачу должна быть одна. Дай, Принеси, Апорт, не важно, главное чтобы это слово ни с чем кроме подачи не ассоциировалось. Направление рукой показывают для того, чтобы в дальнейшем на охоте собака привыкла идти в заданном направлении и за той дичью, которую указывает владелец. Это имеет огромное практическое значение в охоте. Собака на реальной охоте может просто не видеть места падения (камыш, кусты ит.д.), может вообще не знать что здесь есть птица, например чужой подранок. Может быть сбита пара, причем одна чисто, а другой подранок и надо вначале добрать его, а потом принести чисто битую дичь. Вот тут то и помогает навык собаки приносить то и от туда куда указал ведущий.)
6.Когда собак взяла поноску и побежала к вам, заберите поноску в руки и похвалите собаку. Дайте ей кусочек. Здесь важно, чтобы не было элемента игры и очень важна дистанция. Поясню. Если собака прямо бежит к вам, хорошо. Если она делает попытки поиграть, то это ни в коей мере нельзя поддерживать, провоцируя ее играть. Если собака пытается "недоносить" отступите назад повторяя команду. Если собак начинает дразниться около ног, например пытается обойти вас или отвернуться, то возьмите ее за ошейник и повторив команду дождитесь пока собака сама отдаст вам поноску. Ни в коем случае не отбирайте ее силой! Это будет расценено собакой как игра в "перетягивание собаки" и она в дальнейшем всегда будет "дурить" при подаче. Ну хоть чуточку.
Не меняйтесь на кусочек. Давайте его только после четкого выполнения подачи. Иначе в дальнейшем пока кусочек не покажите, птицу фиг выпустит! Собака четко должна уяснить, что только правильное выполнение подачи приносит "плоды", а не игры, и попытки эти плоды выцыганить, путем шантажа!
7. Вовремя заканчивайте занятия! Как только заметите у собаки признаки рассеянного внимания.( начинает отворачиваться, зевать, справлять нужду, нюхать посторонние предметы) прекращай те урок! Желательно закончить его на положительной ноте, т.е когда ученик сделал все как надо.(но добиваться этого искусcтвенно - лишнее)
Это первый этап.
Далее идет отработка подачи сидя. (хотя практического значения это не имеет и в России даже на испытаниях не требуется)
А вот подача с воды и подача с преодолением препятствий полезна. Чтобы собака могла легко перепрыгнуть канаву или изгородь не выпуская поноску, переплыть речку и т.д.
Затем отработка подачи двух или более предметов. (например собрать птиц после удачной стрельбы дуплетом, или из "автомата") Вот тут то и пригождается умение собаки идти в направлении жеста ведущего.
Ну и на последок полезно приучить собаку к выстрелу во время подачи,(как этого требуют немецкие правила) чтоб апортирующая собака не бросала птицу, если в момент подачи вы еще стреляете или рядом падает другая птица. Просто если вы видели где упала дичь, то вряд ли сможете заметить где ее бросила собака чтобы побежать за второй.
В общем как то так, и еще раз напоминаю, будьте внимательны к "мелочам", легче переспросить чем потом переучивать собаку. Наши питомцы все быстро схватывают и после нескольких повторов неправильного действия, запоминают именно то, что не нужно!
С уважением, А. Васильев.