Бауман Р.К.
«Некоторые неожиданные неприятности у любителей легавых по второму (третьему) полю».
Из полевой книжки эксперта.
В последнее время много спорят о применимости иностранных испытаний к нашим российским условиям и часто несколько формально отстаивают преимущества отечественных правил. При этом забывают, что испытания охотничьих (да и служебных)собак за границей подразделяются на проверку врожденных задатков, оценку готовности к охоте и племенные испытания. У нас же такое четкое подразделение отсутствует. В действующих пока «Правилах проведения испытаний и состязаний охотничьих собак» 1972 г. зафиксировано, что они «проводятся в целях выявления охотничьих качеств». Подразумевается под этим в первую очередь выявление наследственных качеств, а затем уже готовности к использованию на охоте. В проекте новых Правил в качестве цели испытаний предлагается уже более узкая формулировка- «оценка природных качеств с племенными целями». Но такую оценку могут производить только эксперты, знакомые с племенной работой данной породы. Поэтому в настоящее время в отчётах об испытаниях крайне редко можно встретить оценку работы собаки по основным определяющим элементам с точки зрения их наследования и тем более её преимуществ и недостатков, как будущего производителя. Чаще всего проводится описание охотничьих качеств, показанных собакой в конкретных условиях без всякого анализа и тем более он не проводится для владельцев собаки.
Это вступление, на первый взгляд не по теме заметки, сделано для объяснения той искаженной, а иногда и ложной оценки возможностей собаки, которая часто возникает у молодых собаководов после положительных результатов первых испытаний.
Рассмотрим эту ситуацию на примере близких мне легавых собак. Владелец, вырастивший и воспитавший щенка к 6-8 месяцам отроду уже начинает надеяться подготовить его к осенней охоте, конечно в первую очередь по классической болотной дичи. И, если собака показывает определенные охотничьи задатки, то при наличии соответствующей птицы и грамотных занятиях эта цель вполне достижима. Но, к сожалению, в настоящее время условия для натаски всё ухудшаются- количество необходимой птицы (т.е. дупелей, бекасов или перепелов) в ближайших доступных угодьях уменьшается, а нагрузка на них от собаководов-натасчиков возрастает. Птица в большинстве мест, как говорят, «настегана», спокойно выдерживающих стойку, что особенно важно для молодой собаки, встречается всё меньше и меньше. Предложим, что за то ограниченное количество выездов, которое вы могли себе позволить с учётом занятости на работе и в быту, всё-таки удалось добиться основного - закрепить инстинкт стойки по причуянной дичи и отработать более-менее правильный поиск. И в случае приличного послушания собаки вы можете рассчитывать на полевых испытаниях заработать диплом. Ну, как часто говорят некоторые эксперты, диплом то третьей степени получить ничего не стоит. Требуется выполнение только трех условий – чтобы собака искала, чтобы стала по найденной птице и после её подъема не погнала. А если к тому же молодая собака продемонстрировала приличную дальность и верность чутья, то она будет поощрена и дипломом второй степени. Очень часто первые дипломы являются как аванс собаке именно за её природные задатки, но никак не за готовность к охоте. Неопытный собаковод в эйфории от первого успеха при этом не интересуется подробным анализом работы своей собаки и дальнейшими задачами по её совершенствованию. Он уже и так потратил на неё. По его мнению, много времени и считает, что собака «сделана», т.к. готова к осенней охоте.
Но осенью оказывается, что во-время найти достаточное количество болотной мелочи, чтобы развить и закрепить полученные собакой навыки, не так–то просто и удается единицам. А если владелец к тому же оказывается азартным охотником и отстреливает несколько нечетко сработанных или даже шумовых птиц в присутствии собаки, то определённых неприятностей в дальнейшем ему не миновать. И, не дай бог, если в завершение всего молодая собака поймает без выстрела зажиревшего ленивого коростеля или, не известно откуда взявшегося на лугу, припозднившегося утенка-хлопунца – ваша репутация перед собакой упала. Но так как случаи эти были единичными, а в быту собака остается вполне послушной, вам кажется, что ничего страшного и не произошло. А между тем дальше всю зиму собака остается без охоты, гуляет подряд со всеми домашними, а владелец и не подозревает, что теряет с ней охотничий контакт. И вот наступает критическое второе (если у вас собака осеннего помета ) или третье поле (если собака весеннего помета). Владелец собаки, уже имеющий полевой диплом, и полный уверенности в ней, выходит на испытания (часто на внутрипородные состязания) и неожиданно для себя не понимает, что же происходит.
А чаще всего собака начинает самостоятельничать – уходить далеко в поиск, после стойки поднимать дичь, не дожидаясь подхода ведущего, а затем сталкивать её с потяжки и может даже перейти к гоньбе. Это наступила расплата за прошлогодние недоработки, усугубленная её возрастными изменениями. Вы забыли или не обратили внимания, что собака перешла в другой – отроческий возраст. В прошлом сезоне, в начале обучения, в благодарность за предоставленную ей возможность удовлетворять свою охотничью страсть, она была готова выполнять большинство ваших требований, поэтому и на испытаниях показала достаточное послушание. Теперь же повзрослев, как всякий подросток, начинает стремиться к самостоятельности. Ей уже кажется, что она лучше вас знает, где искать дичь, и к тому же пытается сама её добыть. Последнее происходит потому, что из-за малой охотничьей практики у неё не запечатлелся чётко финал охоты, а именно, добыть дичь только путём отстрела можете только вы. По большей части, такое «неожиданное» поведение типично для собак с повышенной страстью. Вплоть до излишней возбудимости и нервозности. Растерявшийся владелец нервничая может допустить и последующие ошибки: кричать, гоняться за собакой и даже стегать её. Но чем больше он будет раздражаться, тем сильнее собака будет выходить из послушания.
Возможен и другой вариант неожиданной неприятности. Он типичен для собак излишне уравновешенных и даже склонных к флегматичности. При больших перерывах в тренировке и при отсутствии охотничьей практики они склонны к снижению интереса к работе. Тогда наблюдаем поиск в ногах у ведущего при постоянных понуканиях, узкий челнок и даже бессистемное ковыряние и подъем птиц без стойки. Охотничья страсть начинает затухать, что может привести к безразличию по отношению к охотничьем птицам. Она выходит в луга погулять, так как владелец не приучил считать их охотничьими угодьями. Со стороны кажется, что собака как бы похожа по поведению на своего ведущего. Он растерявшись идет заплетаясь нога за ногу и собака ковыряется у него под ногами.
Надо ли всех таких собак считать потерянными? Конечно нет, но владельцам для исправления положения придется теперь приложить гораздо больше усилий, чем те, которые он «сэкономил» в предыдущий сезон.
Первая главная задача в обоих случаях состоит в том, чтобы завоевать авторитет у собаки – показать, что он лучше её знает, где искать дичь. Поэтому категорически должны быть прекращены бесцельные шатания и гоньба в охотничьих угодьях. Каждый выезд (выход) должен генерировать собаке встречу с птицей. Кроме того, придется снова обратиться к корде. Собака не должна, как в первом поле, ходить в свободном поиске, а должна работать только по точно замеченным перемещенным птицам.
Второе важное условие для вашего успеха – это, чтобы собака усвоила, что только вы можете добыть птицу и это ваша задача. Придется обратиться за разрешением на досрочный отстрел ограниченного количества птиц. Конечно, они должны быть отстреляны только при условии их правильного срабатывания. Но кроме того, она должна усвоить, что не каждый выстрел приносит добычу, но, чтобы не распугать других птиц, она всегда после него должна оставаться на месте. Вырабатывается твердый рефлекс – выстрел является останавливающей командой и это в наилучшем виде позволит устранить погонки. Ну, а если не поможет корда, то придется применить электроошейник или, если натасчик обладает достаточной реакцией, можно использовать стрельбу по гонящей собаке из рогатки крупной дробью.
И на охоте во второе (третье) поле придется довольствоваться только болотной дичью. Для особо страстных собак при этом придется на некоторое время отказаться от подачи.
В заключение напомним начинающим собаководам важность своевременного (по возможности раннего) внимательного изучения характера и склада нервной системы вашей собаки. Это позволит наиболее правильно построить её подготовку и в значительной степени избежать указанных неожиданных неприятностей. И усвойте, что каждое обучение необходимо доводить до конца и закреплять практикой. Это относится ко всем видам работ охотничьих собак. По окончании полной подготовки собака с охотником должны представлять собой единый сработанный дуэт, в котором каждый выполняет свои функции.